Считаю нужным сказать правду – этот спецвыпуск журнала «Зёрнышки», посвящённый Великой Победе, рождался просто и сложно. Просто – потому что пермские «военные» тексты знакомы давно, порой до боли, с большинством их авторов лично дружила, конечно, на правах вечной ученицы. Сложно – от меры взятой на себя ответственности поставить в один ряд державную поступь и чеканную выверенность одних с литературно-младенческим почти лепетом других. Однако иного варианта не предполагалось изначально.
Зная молодое поэтическое поле Перми поимённо, понимала – после тридцатилетнего либерального ливня на нём практически нечего жать. Даже полюбившийся незаметно, редко по нашим временам настоящий Бахарев-Чернёнок досадно качается в теме – «Лежу в земле по всей стране, /По городам и деревушкам – /За свет, за дыры на броне /И просто так, ни за понюшку».
Выстояла под этим ливнем, за малым исключением, только поэтическая студия «Тропа» Фёдора Вострикова. Но её как-то странно и одинаково не любят и закосневшие в собственном многолетнем графоманничанье местные патриотические «профессионалы», и либеральная поэтическая поросль. Нелюбовь, кроме всего прочего, во многом идёт именно за то, что необходимо сейчас как воздух каждому из нас и стране в целом, за что воевали и ради чего жили те, кого так громко чествуем ныне, – за простоту.
Ведь главные вещи этого мира – любовь, верность, честь, долг – гениально просты, как всё вечное. Любое накручивание на них, уворачивание от них и соскальзывание в те или иные эмпиреи – от лукавого. Ведь и Бог, как известно, есть существо ПРОСТОЕ. И сам выбор в конечном итоге прост, по словам Николая Гурьянова: «где просто – там ангелов до ста, где мудрено – там ни одного». И как здесь не вспомнить гениальную пастернаковскую «неслыханную простоту»! Лишь демагогически эту простоту можно отнести к банальности или простоватости.
Эти простота, и гениальность, и любовь, и верность, и честь, которыми переполнены все четыре первых раздела журнала, – уверена! – не оставят равнодушным ни одно чистое юное сердце. А именно таким сердцам журнал и предназначен. По большому счёту, и поэзия рождается именно из таких и для таких сердец. Пятая часть – это отклик как открытие, как изумление перед тем, что так просто, такое настоящее и так до смерти. Как сопричастность и гордость за великое и вечное, которое, оказывается, совсем недавно (дедушка, прадедушка, бабушка, прабабушка) было или до сих пор есть рядом. Это память и благодарность им, звучащие в каждой литературно выверенной или безыскусной строчке.
Такова была идея нашего проекта. От строчки Степана Щипачёва «Вас нет ещё: вы – воздух, глина, свет…» – к отклику на неё – «Мы слышим вас: мы – воздух, глина, свет!». Именно пятая часть журнала это подтверждает. Ведь что такое пламя, как не светящийся газ, выделяемый при горении, или дух, способный горением рождаемых его сердец стать притягательным для сердец, им пока не затронутых. И что такое память, как зачастую не запечатление или импринтинг, которое, по уверениям учёных, осуществляется в строго определённом периоде жизни, и его последствия чаще всего неизменимы. Именно это пламя и эту память мы дарим участникам нашего проекта. И ещё одно маленькое личное замечание. Как наши юные авторы обращаются к своим предкам, так и я обратилась к своим старшим товарищам. Олег Константинович, Валера, Витя, Алексей Леонидович…, хорошо ли я сделала, поставив в один ряд с вашими проверенными временем стихами не интеллектуальнопоэтические изыски на абстрактные темы, а простые, от сердца, искренние слова юных и молодых пермяков о Родине, памяти, верности, долге и чести?
Я знаю их ответ. Я вижу их глаза. Я чувствую их сердца. Они всегда со мной и, значит, в этом проекте – с нами!
Добавить комментарий